13 апреля 2018 года на базе МОУ СОШ №1 г. Черемхово состоялся городской семинар – практикум учителей-логопедов и учителей- дефектологов «Система специальной помощи детям с ОВЗ и инвалидностью в муниципальном образовательном пространстве г. Черемхово».
Основной целью деятельности специалистов являлось совершенствование форм и путей взаимодействия участников образовательных отношений в реализации задач коррекционно-развивающего направления.
С приветственным словом к участникам семинара обратилась С.А.Стеклянникова, руководитель ГМО учителей-логопедов и учителей-дефектологовОна актуализировала проблему.Ребенок с особыми образовательными потребностями в образовании – это новое для современного общества понятие. Наше общество «взрослеет». Оно поворачивается лицом к ребенку, имеющему особенности развития, будь он с ограниченными возможностями здоровья или просто попавший в тяжелую жизненную ситуацию. Подтверждая отказ общества от деления людей на «полноценное» большинство и «неполноценное» меньшинство, новый термин закрепляет смещение акцентов с недостатков, нарушений, отклонений от нормы в характеристике этих детей на фиксацию их потребностей в особых условиях и средствах образования, указывает на ответственность общества за выявление и реализацию этих потребностей.
В теоретической части семинара специалисты говорили о своевременности выявления и эффективности обучения таких детей. Успех коррекционно- развивающей работы зависит от создания специальных образовательных условий, адекватных особенностям развития и специальным образовательным потребностям детей..
Т.И.Клят, ведущий специалист МКУ ЦО и РО г. Черемхово рассказала о системе специальной помощи детям с ОВЗ и инвалидностью в муниципальном образовательном пространстве г Черемхово. В городе эффективно работает ТПМПК (территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия). В течение 2017 -2018 учебного года было обследовано 210 учащихся школ города. Специалистов волнует факт, что детей с особыми образовательными потребностями становиться с каждым годом все больше и больше. В школах создано 14 классовдля детей с ОВЗ, действует две школы ГОКУ СКШ №1, ГОКУ СКШ№2, инклюзивным обучением охвачено 169 обучающихся. Своевременная комплексная помощь детям раннего возраста с нарушениями в развитии способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию потенциала развития ребенка, обеспечить равные возможности в период обучения в школе.Руководствуясь «Концепцией развития ранней помощи в РФ до 2020 года» , утвержденной 31.08.2016 г. распоряжением Правительства РФ, управление образованием г. Черемхово создает комфортную и благоприятную для жизни ребёнка образовательную среду, обеспечивает доступность и качество дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов и детей, не имеющих статуса ребенка-инвалида, детей из группы риска, а также детей, находящихся в социально опасном положении. МДОУ Детский сад комбинированного вида № 43 г. Черемхово оказывает образовательные услуги детям с ОВЗ и инвалидностью.Н.С. Гордейчук, учитель- дефектолог рассказала присутствующим специалистам онормативно- правовой базе образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Поделилась опытом составления адаптированных образовательных программ.Т.И.Ивасенко, учитель- дефектолограссказала о проблемахраннего выявления недостатков речевого и интеллектуального развития воспитанников раннего и дошкольного возраста. В МДОУ №43 работает бесплатный консультационный центр, в котором оказывается психологическая поддержка и помощь родителям, имеющим «особого» ребёнка дошкольного возраста «Консалтинговый центр «Особый ребенок»».Учителя-дефектологи проводят обследование, дают рекомендации, как общаться, заниматься, играть с малышом, проводят мастер-классы. Самое главное для ребенка - это социализация и приобретение навыков самообслуживания. Профессиональные воспитатели, специалисты центра знают, как найти подход к «особому» ребёнку и помочь ему в дальнейшем развитии.Л.Н. Ялилеева, педагог- психолог и И.А.Жупикова, учитель- логопед рассказали присутствующим о психологическом и логопедическом сопровождении детей.
В практической части семинара «педагогический вернисаж» был представлен опыт работы ОО по развитию познавательных способностей детей с ОВЗ и инвалидностью.О.И. Лазарева, учитель- дефектолог МДОУ №43 г. Черемхово. показала образовательную среду детского сада. Вниманию специалистов были представлены видео-фрагменты коррекционно- развивающих занятий с детьми разного дошкольного возраста.
В работе «педагогической мастерской» была проведена презентация дидактических пособий по познавательному (речевому) развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста.Т.А. Литвиненко, учитель-логопед и Ю.С. Горковец, воспитатель МДОУ №3 г. Черемховопредставили «Бизиборд» как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста.Н.В. Шаманова учитель-логопед, О.Р.Копытова воспитатель МДОУ № 2г. Черемхово продемонстрировали « Сундучок будущего первоклассника» как многофункциональное пособие.Н.А.Бутырина, учитель- логопед МОУ СОШ №3 г.Черемхово использует в работе «Волшебные кубики». Это учебно- методической пособие для детей младшего школьного возраста, созданное по методикеН.А.Зайцева.«Чудо-дерево» представили Т.И.Ивасенко, О.И..Лазарева учителя- дефектологи МДОУ №43. Пособие помогает формировать представления детей о сезонных изменениях в природе.Представленные дидактические пособия заслужили высокую оценку специалистов.
Из представленных данных видно, что среди важнейших принципов реализации образовательной программы дошкольного образования выступает учет индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья.